Взрослый – друг

г. Одесса, ул. Конная, 14
т: (0482) 429393
т./ф.: (0482) 429242
e-mail: grace-com@yandex.ua
Что такое взрослая дружба? Какое понятие вкладывает в это слово ребёнок? Дружба?.. Мне кажется, если задать этот вопрос любому ребёнку, подростку, взрослому, - можно получить массу интересных, совершенно различных и в то же время дополняющих друг друга ответов. У меня это слово вызывает представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность.

Во взрослой жизни мы сами для себя решаем, с кем дружить, насколько близко приближать или отдалять окружающих. Общаясь с детьми и их родителями, я часто сталкиваюсь с разными суждениями типа: «Маме и папе не нравятся Миша, Таня…». Или же: «Мне решать, с кем ему (ей) играть (гулять, общаться, дружить). Я лучше знаю». «Общение с ним (ней) губительно, опасно и, вообще, неизвестно, к чему приведёт». Перечисленное выше мне чем-то напоминает команды: «сидеть», «лежать», «дай лапу», «место». Все эти запреты, как правило, приводят к накоплению напряжения, агрессии, к негативизму, отрицанию, защите, недоверию…

У взрослого в вопросах семейного воспитания обычно стихийно возникает позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребёнок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому, родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позиций означает признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребёнка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Достигнув таких взаимоотношений, возможно нам удастся увидеть, насколько важны для ребёнка его друзья, общение со сверстниками, его социальное окружение, его радости и горечи, конфликты, которые возникают в детской среде, разочарования. Приобретая этот опыт при общении со сверстниками, ребёнок имеет возможность обогащаться, взрослеть, брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения. Да и в идеале, мне кажется, сам взрослый, будь то родитель, старший брат или сестра, может стать другом для ребёнка. И на модели собственных взаимоотношений воспитать у ребёнка честность, преданность, доверие, искренность, откровенность, порядочность, человечность…

В завершение мне хочется сказать о том, что дети и подростки – это не маленькие взрослые, у каждого из них есть свой особый детский внутренний мир, который имеет право на существование. Воздействуя на ребёнка, родитель, как правило, стремится сделать ребёнка «удобным», послушным, успевающим в школе. Безусловно, эти факторы важны, но только в том случае, когда они развиваются в гармонии с внутренним миром ребёнка, с его интересами и желаниями.