Подростки

г. Одесса, ул. Конная, 14
т: (0482) 429393
т./ф.: (0482) 429242
e-mail: grace-com@yandex.ua
«Взрослые думают, что опыт- 
это достояние зрелости. На самом деле жизнь 
есть непрерывное приобретение опыта. Она 
без конца что-то изобретает Вот почему 
подростки кажутся своим родителям инопланетянами.» 
Франсуаза Дольто 


Пожалуй, ни один другой период не ставит перед родителями столько вопросов. Действительно ли неизбежны изменения в поведении? Как сыну или дочери справиться с подростковым кризисом? В этой статье я попыталась рассказать о том, что переживает взрослеющий человек в непростой для него период и как помочь ему стать более уверенной в себе личностью.

Начиная с 10-11 лет постепенно начинается «переход» к стадии взросления. Каждый подросток проживает этот период в соответствии со своим ритмом, кто-то с ускорением, кто-то с замедлением. И прежде, чем войти в жизнь взрослых и нести гражданскую ответственность им придётся пройти ряд испытаний, преодолеть множество препятствий, справиться со своими внутренними противоречиями, с противоречиями взрослых. В этот переломный момент к подростку возвращается ранимость новорождённого, крайняя чувствительность к тому, как на него смотрят и что о нём говорят. Брошенное невзначай критическое замечание, может нанести глубокую незаживающую рану. Внешняя непропорциональность, когда каждая часть тела растёт сама по себе, соответствует дисгармоничности внутренней «то объят тоской и тревогой, то полон снисходительности». Огромные радости и огорчения часты и недолги, недовольство и досада более постоянны. Настроение колеблется между депрессией и экзальтацией. Они легко краснеют, закрывают лицо волосами, делают нелепые движения, пытаясь скрыть свою застенчивость, свой стыд. Они нуждается в понимании, которое вырвало бы их из ловушки, куда угодили из-за равнодушия или агрессивности взрослых. И если в более раннем возрасте на внутри семейные разногласия ребёнок реагировал молчаливо, то начиная с одиннадцатилетнего возраста, накопившиеся противоречия требуют разрешения. Сильнее всего подростка заставляет страдать такое положение вещей в семье, когда родители живут как их дети, да ещё и соперничают с ними в этом. В повседневной жизни не редкость,когда подросток,желая поделиться собственными мыслями, вмешивается в разговор взрослых, они тут же готовы поставить его на место, тогда как им следовало бы дать возможность высказаться: «Так тебе это интересно, давай послушаем, что ты думаешь, пожалуй, это любопытно.....». И если мнения расходятся справедливо было бы сказать, например: «Знаешь, в разном возрасте мы думаем по-разному, это естественно». В противном случае, молодой человек умолкает или сносит замечание со снисходительной улыбкой, тогда ему приходится искать другое место, где он может высказать своё мнение. Это хрупкий возраст, но в то же время замечательный, поскольку подростки реагирует на всё хорошее, что для них делается, хотя сразу эту реакцию не демонстрируют.

Важно, чтобы подросток ощущал, чувствовал, понимал, что его любят. Только при уверенности подростка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира формирующегося человека. Только любовь способна научить любви. Стремление родителей устанавливать равенство в процессе диалога, их искренняя заинтересованность во всём, что происходит в его жизни, желание понимать даст возможность обсуждать массу тем, будоражащих воображение подростка - это отношение к верности и предательству, дружбе и близости, к ранним сексуальным отношениям, к алкоголю и наркотикам. А когда отношения строятся на основе доверия и взаимного уважения ко всем членам семьи, разногласия будут разрешаться «малой кровью». Ведь этот образец отношений готовит его к реальной жизни. Он предпочёл бы видеть своих родителей удовлетворёнными своей сексуальной жизнью, имеющими общественный вес, людьми, которые знают, для чего живут. Ему хочется, чтобы родители не занимались им слишком много, а были бы лишь расположены его выслушать, когда у него появится желание поговорить с ним. Тогда он расценивает свою семью как пристанище и ценит её очень высоко.

Взрослые должны помочь молодому человеку стать ответственным за себя и не превратиться в запоздалого подростка. Он в смятении, ведь «умирает его детство», а чтобы принять это, необходима большая воля к жизни, стремление к будущему. Ведь ребёнок никогда не сможет сразу превратиться во взрослого, минуя подростковый период - этот один из самых ярких, насыщенных и противоречивых моментов жизни.

психолог-психотерапевт Белозерцева-Баранова Юлия