Что такое взаимопонимание между детьми и родителями?

г. Одесса, ул. Конная, 14
т: (0482) 429393
т./ф.: (0482) 429242
e-mail: grace-com@yandex.ua
И как достичь этого взаимопонимания?
Эти вопросы возникают, наверное, у каждого родителя в процессе воспитания детей. Да и для ребёнка очень важно, чтобы его выслушивали, принимали, любили, считались с его интересами.
В повседневной жизни и на работе я часто сталкиваюсь с грубостью, криками, нетерпением, исходящими со стороны родителей в адрес детей. О каком взаимопонимании может идти речь в этом случае?
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение, и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы . К тому родители, как и дети, не похожи друг на друга. Отношения с ребёнком так же, как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. И очень важно, чтобы ребёнок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Наиболее существенным фактором во взаимодействии с ребёнком является установление равенства позиций ребёнка и взрослого. Это даёт возможность самому ребёнку задумываться над своими поступками и брать на себя ответственность за свои действия. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого – это позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребёнок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Родителям необходимо всё время стремиться к установлению равенства в процессе диалога, который состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. В воспитательном процессе следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребёнка и присущих ему негативных качеств характера. Действительно, если назвать своего ребёнка недотёпой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласиться с вами, и уж вряд ли это заставит изменить ему своё поведение.. А вот если обсуждению подвергается тот или иной поступок при полном признании личности ребёнка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребёнок оценит своё поведение и сделает правильные выводы. И, конечно, ни в коем случае нельзя втягивать ребёнка в конфликтные ситуации между супругами или иными родственниками. Мне хочется сказать о том, что ребёнок это не какой-то удобный механизм, с помощью которого супруги могут решать свои проблемы друг с другом. Ребёнок – это в первую очередь личность, и притом, очень ранимая личность. И прежде чем вы начнёте вовлекать ребёнка в семейные склоки, подумайте о том, какой вред вы можете причинить ему и задумайтесь над последствиями этого вреда.

Будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, необходимо начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Проявляя любовь и терпение к собственным детям, я думаю, вряд ли вы будете говорить о том, что они агрессивные, неуправляемые или «трудные».